Если налоговый орган определил, что у организации, которая находится в процессе ликвидации, имеется задолженность по налогам, то взыскивать данную задолженность налоговый орган в бесспорном порядке не имеет права. Об этом говорит Постановление Тринадцатого ААС по делу № А26-11436/2011, принятое в пользу налогоплательщика.
1 июня 2011 года ЗАО приняло и направило в налоговый орган решение о ликвидации акционерного общества и создании ликвидационной комиссии. В ЕГРЮЛ были внесены необходимые записи и выданы свидетельства 14 июля 2011 г. Между налоговым органом и ЗАО появились разногласия касательно сумм и сроков уплаты НДС на основании декларации по налогу на добавленную стоимость за апрель-июль 2011 г. После того, как налоговый орган выставил несколько требований об уплате налога, которые были опротестованы ЗАО, налоговики решили взыскать налог, штраф и пени. Всвязи с этим, в декабре 2011 года были списаны денежные средства с расчетного счета общества на основании инкассовых поручений. Данное решение было опротестовано ЗАО в суде.
Суд признал позицию ЗАО правомерной. Ликвидация юридического лица производится на основании положения ст. 63 ГК РФ. После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований к организации ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс. В нем содержится вся информация об имуществе юрлица, требованиях кредиторов к нему и результатах их рассмотрения.
В п. 4 ст. 63 ГК РФ говорится, что выплаты по обязательствам производятся в порядке очередности, которая установлена ст. 64 ГК, на основании ликвидационного баланса. Поскольку обязательства перед бюджетом погашаются в третью очередь, выплаты производятся по истечении месяца со дня утверждения ликвидационного баланса.
Это означает, что с организации, которая находится в процессе ликвидации, налоговый орган не вправе принудительно взыскивать недоимку налогов.